Оповещение населения

Оповещение население одна из первоочередных задач Гражданской обороны.

«Предупрежден - значит вооружен»

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.

При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых, таких как «подворовый обход», до более современных с использованием системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле - радиовещания, ресурсов операторов сотовой связи, интернет-технологий и так далее.

Кроме того, информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.

В соответствии с утвержденным планом по реализации Указа проводится комплекс мероприятий:

актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены территории, на которых требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения, исходя из возможных и существующих на этих территориях угроз природного и техногенного характера;

локальные системы оповещения приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы их создания;

на территориях, определенных нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведено проектирование систем экстренного оповещения населения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, а также начаты работы по их созданию;

спланировано проведение обучения, занятий и тренировок по организации эксплуатации комплексных систем экстренного оповещения в составе территориальных подсистем РСЧС с соответствующими должностными лицами, а также обучение населения порядку действий при получении сигналов оповещения и экстренной информации.

Также в рамках реализации Указа и в целях совершенствования РСЧС в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы информирования и оповещения населения в рамках РСЧС.

В результате реализации Концепции в составе РСЧС предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему информирования и оповещения населения, которая объединит в своем составе систему оповещения населения и систему информирования населения.

Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области создания комплексной системы информирования и оповещения населения, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения, возлагается на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами государственной власти.

Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.

Выполнение работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и организации (объекты).

Реализация данных мероприятий позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, как в мирное, так и в военное время, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения в Чукотском автономном округе

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее – РАСЦО) Чукотского автономного округа, представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения П-166 и КПТС АСО, передача данных и управление которой осуществляется по каналам цифровой связи по технологии IP VPN филиала ОАО «Ростелеком».

РАСЦО Чукотского автономного округа создана, соответствуют проектно-сметной документации (№ 254 от 01.09.2003). Муниципальные системы оповещения населения охватывают территории всех городских округов и муниципальных районов Чукотского автономного округа. Муниципальные системы созданы в рамках построения РАСЦО Чукотского автономного округа, соответствуют проектно-сметной документации (№ 254 от 01.09.2003) и являются составными частями РАСЦО.

81% населения Чукотского автономного округа проживает (осуществляет хозяйственную деятельность) в границах зоны действия оконечных средств оповещения, запускаемых централизованно в автоматизированном или автоматическом режиме с пунктов управления РАСЦО.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2322 «О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях» соглашения (договора) о взаимодействии по передаче сигналов оповещения и экстренной информации Чукотским автономным округом заключены соглашения с 3 операторами связи, оказывающими услуги подвижной радиотелефонной связи (ПАО «МТС», ПАО «ВымпелКом», ПАО «Мегафон») и с 1 оператором связи, оказывающим услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и радиовещания на территории Чукотского автономного округа создана (ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»).

Во исполнение требований приложения № 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 578/365 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 октября 2020 г., регистрационный № 60567) осуществляется ежемесячная проверка системы оповещения населения Чукотского автономного округа. По результатам проверок РАСЦО Чукотского автономного округа оценена как «готова к выполнению задач», техническое состояние системы оповещения населения оценено как «удовлетворительно».


Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (42722) 2-21-91
Приемная
8 (42722) 2-39-99
Единый «телефон доверия»
mail@87.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)