Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
Руководство ведением гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организации и граждане участвуют в реализации единой государственной политики в области гражданской обороны.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.
Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Краткая историческая справка
В России внимание вопросам защиты населения на государственном уровне при ведении военных действий стало уделяться после гражданской войны (1918 г.). Это было связано с появлением и бурным развитием авиации, появившейся возможности нанесения ударов по тыловым объектам.
1932-1945 годы
4 октября 1932 года постановлением СНК СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения страны от воздушных нападений противника.
4 октября 1932 года считается днем рождения местной противовоздушной обороны, ставшей основой будущей системы гражданской обороны СССР.
В предвоенные годы большое внимание уделялось совершенствованию системы МПВО, расширению оборонно-массовой работы среди населения и подготовке командно-начальствующего состава. Создавались силы и службы МПВО в городах и организациях. Усиленно проводилась работа по накоплению фонда защитных сооружений для населения, подготовке светомаскировочных и противопожарных мероприятий. На предприятиях предусматривались капиталовложения для повышения устойчивости их работы в особый период.
Начиная с 1935 года, в городах-пунктах ПВО запрещалось новое строительство без соблюдения требований МПВО, которые в последующем нашли отражение в нормах «Инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» (ИТМ ГО), принятых в период с 1950 по 1990 годы.
В годы Великой Отечественной войны на различных ее этапах МПВО организовывала массовое строительство убежищ и укрытий, принимала меры по оповещению населения об угрозе воздушного нападения, проводила всеобщую обязательную подготовку населения к противовоздушной обороне, создавала группы самозащиты, осуществляла борьбу с пожарами, проводила мероприятия светомаскировки объектов народного хозяйства, вела большую работу по разминированию освобожденных территорий. Только за 1944-1945 годы подразделениями МПВО были обнаружены и обезврежены миллионы различных боеприпасов. Активное участие подразделения МПВО принимали в восстановлении народного хозяйства. Ими было возрождено более 250 промышленных предприятий, отремонтировано и построено заново 15685 зданий, уложено свыше 547 тыс. кв. метров покрытий шоссейных дорог, введено в строй 205 железнодорожных и автомобильных мостов, в том числе через Волгу, Дон и Днепр, восстановлено 187,8 км водопроводных и 873 км канализационных сетей, 767 км линий связи, 405 км трамвайных линий, налажено энергоснабжение таких городов, как Харьков, Львов, Смоленск и Кривой Рог.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешное решение задач по защите населения.
1945-1992 годы
После Великой отечественной войны МПВО решала задачу ликвидации последствий фашистской агрессии. Специальные пиротехнические подразделения МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР. Оказывалась также помощь в восстановлении народного хозяйства.
Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень. В связи с этим в 1961 году была создана Гражданская оборона СССР.
Успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне явилось одним из сдерживающих факторов ее развязывания.
1992 -2011 годы
Значительный рост в 80-е годы прошлого столетия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остро поставил вопрос об усилении внимания к защите населения и территории страны в мирное время. Уроки чернобыльской катастрофы (1986 г.) подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении на государственном уровне. Разрушительное землетрясение в Армении (1988 г.) заставило форсировать принятые решения по данному вопросу.
В связи с этим в 1990 году в целях радикального улучшения работы по защите населения и территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета.
После ряда преобразований в 1994 году было создано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В настоящее время гражданская оборона Российской Федерации строится в соответствии с новыми объективными военно-политическими, социально-экономическими и другими условиями. Проводимая в этом направлении работа является одной из приоритетных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Организована реализация утвержденной Президентом Российской Федерации единой государственной политики в области гражданской обороны. В эту работу активно включились федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организации и граждане.
Благодаря этому сформированы условия для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, улучшения демографической ситуации в Российской Федерации, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.
Сформирован новый облик гражданской обороны, существенно расширен круг её задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Сегодня гражданская оборона решает большой круг задач мирного времени. Её силы и средства привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это повышает социальную значимость и роль всей системы гражданской обороны.